«Секреты детского маркетинга»

Интервью с Алексеем Варламкиным о новых форматах в ритейле

Хедлайнером практической сессии второго дня IX ежегодного форума «Секреты детского маркетинга» станет Алексей Варламкин, ex-коммерческий директор NONFOOD сети «Окей», консультант по запуску сети Tourist office в Санкт-Петербурге и сооснователь стартапа retail-навигации в торговых залах с использованием технологии ibeacon. В рамках Форума Алексей готов поделиться со всеми участниками своим экспертным мнением на тему «Форматы торговли и методы коммуникации с покупателем, которые вскоре придут к нам с зарубежных рынков».
Нам удалось пообщаться с Алексеем в процессе подготовки к Форуму и узнать у него почему он считает, что поиск новых форматов в ритейле неизбежен.
Ритейл в своем нынешнем состоянии представляет собой индустрию, которая не имеет сильной долгосрочной базы для развития. В первую очередь – оффлайн-ритейл. Поэтому поиск новых форматов неизбежен. Он уже идёт сейчас и будет продолжаться еще активнее.
 - Алексей, почему так происходит, как Вы считаете?
 - Что мы имеем сегодня практически во всех, за редким исключением, видах розничной торговли от продуктов питания и до торговли недешевой электроникой? Доминирует формат обычного помещения с полками, где представлен некий ассортимент, который должен наиболее эффективно окупать факт нахождения на полке продажами. Но в последние годы клиенты голосуют ногами и, само собой, рублём. Ценность своего времени и личных занятий или времени дома с семьёй стала более важной, чем экономия денег.
Вспомните, десять лет назад было нормальным, если вы проводили в очереди на кассе в Метро или Ашане по 30 минут, а в предпраздничные дни и 40 минут. Да, тогда не было так много магазинов у дома, да и был еще у клиентов запрос на максимальный выбор. Все хотели «выбирать из 30 видов сосисок и 40 видов соков». Это давало ощущение клиентской полноценности: «я посмотрел всё, что есть, и выбрал».
Сейчас, когда за 10 секунд можно проверить цены, за 30 секунд почитать отзывы, за минуту получить список торговых точек, где продается тот или иной товар, уже нет необходимости лично смотреть и пробовать всё, что предлагают производители. И клиент стал воспринимать этот гипертрофированный по широте ассортимента выбор как негативный фактор. Тем более, если для покупок надо еще и потратить 2-3 часа на поездку, поиски парковки, стояние в пробках и прочее.
Магазины у дома забирают покупателей у гипермаркетов и будут их забирать. Магазины в центре Москвы не смогут восстановить трафик, который упал после введения новых правил парковки. Ритейлеры, которые в погоне за экономией принесли в жертву сервис для покупателей, тоже долго будут возвращать их обратно. И так далее…
Это не только ситуация в России. В других странах ритейлеры имеют схожие трудности и ищут новые форматы с утроенными усилиями, так как жизнь ускоряется и то, что ранее занимало 10 лет, сейчас занимает 2 года.
- А что же сейчас занимает умы наших коллег в других странах? Какие задачи они себе ставят? Как они видят будущее индустрии? Что может произойти и уже начало происходить?
- В Китае активно набирает темп, так называемая, социализация ритейла. Имеется в виду перетекание денег клиентов из традиционных форматов торговли в платформы социальных сетей и социальных медиа. Поколение Z имеет такие жизненные привычки, которые негативно повлияют на традиционный ритейл.
Bloomberg в статье «The Future of Shopping Is Already Happening in China» приводит примеры. Новые покупатели больше доверяют лидерам мнений социальных сетей, чем рекламе и традиционным способам доведения информации со стороны продавцов.
Эта «новая эра» в китайском ритейле дает представление о вероятном будущем розничной торговли по всему миру. По данным исследовательской компании Frost & Sullivan, к 2022 году в Китае через социальную электронную коммерцию будет продано товаров более чем на 413 млрд. долларов, что почти в пять раз больше, чем 90 млрд. долларов в 2017 году. И это касается не только банальных продаж через Instagram. Уже есть наработки гораздо более интерактивные.
Когда подписчики сервиса iQiyi смотрят сериалы или другие передачи на своих компьютерах, в нижней части экрана у них появляются веб-ссылки. Они направляют пользователей в онлайн-центр компании, где они могут купить одежду и товары, используемые знаменитостями на шоу.
Новая технология, выпущенная iQiyi в январе, также стимулирует покупки с мобильного телефона во время просмотра телевизора. Зрители, которым нравится то, что носит актер или знаменитость, теперь могут приобрести товар прямо со своих телефонов. Они используют пульт дистанционного управления для получения QR-кода, который сканируют на своем телефоне, чтобы напрямую перейти в интернет-магазин iQiyi для совершения покупки. И этот метод шоппинга может стать очень популярным, учитывая, что китайские покупатели всегда стремились ко всему новому и современному.
Полную версию обзора тенденций зарубежных рынков, а также прогнозы по изменению ритейла в России наш эксперт представит на Форуме «Секреты детского маркетинга» 19-20 июня 2019. Не пропустите и будьте в тренде!
Ознакомиться с программой форума «Секреты детского маркетинга» можно на сайте мероприятия: kids-marketing.ru.
Контактная информация:
Наталья Коткова, руководитель проекта: marketing@acgi.ru
Тел: +7 (499) 519-02-81 (доб.117), +7 (962) 907-37-47
Справка:
В 2018 году АИДТ совместно с Высшей школой экономики разработали и провели обучение по программе «Комплекс маркетинга в компании, работающей в области детских товаров». Выпуск специалистов составил 17 человек.
Итогом форума, прошедшего в 2018 году, стала Декларация принципов этичного и ответственного маркетинга товаров и услуг, предназначенных для детей. Теперь компании, разделяющие принципы данного документа, могут свободно использовать на своих товарах и в коммуникационных материалах знак «Этичный детский маркетинг».
Ознакомится с документом: Декларация принципов этичного и ответственного маркетинга товаров и услуг, предназначенных для детей
Пресс-релизы